Фукуса и фуросики
Японский платок-сумка фуросики всегда вызывает во мне тёплые чувства. Вспоминается, как бабушка собирала еду в узелок, чтобы перекусить в лесу. Вспоминаются советские мультфильмы и сказки, в которых герои часто пользуются узелком, отправляясь в путь.
В Японии тоже есть традиция заворачивать вещи в кусок ткани, который получил название «фуросики». Но японцы, по своему обыкновению, превратили эту бытовую мелочь в искусство. Еще в 7 в. прямоугольный кусок ткани использовали для заворачивания вещей. Тогда он назывался просто "плоская обертка" - хирадзуцуми. Слово «фуросики» появилось гораздо позже. Оно состоит из двух «фуро» - баня/ванна и «сику» - стелить. Когда общественные бани стали распространённым явлением в 13-14 в., там было не всегда идеально чисто, поэтому люди брали с собой в баню кусок ткани, который можно постелить на пол и мыться на нём, этим же куском ткани после бани можно было вытереть тело и ноги, а также просто посидеть и отдохнуть после паровой, прежде чем пойти домой.
К 17 в. бани стали чрезвычайно распространёнными и уровень чистоты поднялся настолько, что необходимость в подстилке отпала. Тем не менее, фуросики получил новое рождение. Его стали использовать в качестве упаковки и сумки. Когда шли в баню, в фуросики заворачивали необходимые вещи, в самой бане в фуросики заворачивали одежду, которую снимали с себя. Это было очень удобно - одежда была аккуратно упакована, к тому же по цвету и узору было точно видно, где свой узелок.
С ростом городов фуросики стали активно использовать для переноса вещей. В зависимости от целей, фуросики стали изготавливать из разных тканей: шёлк, конопля, хлопок с узорами и без, расписанные вручную и дешёвые однотонные. Размер квадрата фуросики варьировался от 30х30 см. до 2,5х2,5 м. Самый большой фуросики расстилали на полу в спальне и уже на него стелили постель-футон. В случае пожара можно было быстро вскочить, завернуть футон и ценности в фуросики, и выбежать с добром из дома, прихватив с собой спальное место.
Ткани в средние века изготавливали неширокие – около 30-35 см. шириной. Поэтому, чтобы сделать большой фуросики, сшивали несколько полотен, от чего фуросики получали определения «двухполосный», «трехполосный» и т.д., и люди по названию знали, какого размера такой фуросики.
Декорирование фуросики распространилось в 18 в. И тут уж фантазии не было предела. Модные орнаменты, юмористические, посвященные театру и другим искусствам, благопожелательные и т.д. Также на фуросики могли изображать фамильный герб и имя владельца.
Фукуса – покрывало для подарков
(продвинутая версия платка-сумки фуросики)
В древности, когда на японские острова проникло ткачество, ткани стали использовать для заворачивания предметов. С этого момента начала складываться культура заворачивания.
Первые упаковочные ткани были найдены еще в 7-8 вв. Сначала предназначение было самое бытовое – предохранить от пыли и солнечного света. Затем с развитием синтоизма, возникло верование в то, что если вещь хорошо не упаковать, то она потеряет свою священную душу. Поэтому ценные вещи, особенно подарки, стали покрывать особой тканью. Так как дарение подарков в высших сословиях широко распространилось, то и ткани, которыми их покрывали были дорогими, к тому же их стали делать с подкладкой. Вскоре сложился обычай изображать на лицевой части такого покрывала фамильный герб дарителя, а на изнаночной – красочную картину, вышитую, расписную или вытканную, с благопожелательными, праздничными символами.
Эти покрывала называли по-разному, в итоге появилось слово «фукусамэру», которое обозначало «быть пухлым, объемным». Дело в том, что как бы вы ни старались сложить фукуса четко и ровно, т.к. она изготовлена из шелка, да еще и на подкладке, ее очертания всегда текучие и плавные, в отличие от однослойного фуросики из конопли, например. Поэтому оборачивание подарка в объемную ткань - фукусамэру, подарило название самой ткани – фукуса.
Покрывалом могли просто накрывать подарок, а могли заворачивать его (но не завязывать). Еще в 13 в. сложился обычай заворачивать по-разному денежные подношения на счастливые и печальные события. Если правый уголок фукуса сверху, то событие счастливое, если левый – то печальное. Этот обычай соблюдают до сих пор. «Радостные» фукуса теплых оттенков, «печальные» - холодных и зеленого цвета. Однако лиловые фукуса подходят для тех и других случаев. Современные фукуса для денег делают сразу в форме сложенного конвертика, чтобы уж точно не ошибиться в направлении заворачивания.
Когда фукуса покрывали подарок, то ее клали лицевой стороной наружу, чтобы адресат знал, от кого подарок. А после получения подарка, адресат переворачивает фукуса изнаночной стороной, на которой изображена радостная картинка и написано имя дарителя, чтобы хозяин мог забрать обратно свою фукуса.
На углы фукуса привешивали кисточки из шнуров, сплетенные в виде черепахи – камэфуса. Сначала это были исключительно узлы в виде черепахи, но в последствии их стали заменять простыми узлами из плоской тесьмы. Хоть узел был простой, но тесьма была сложена в два раза, что ассоциировалось со словом «наслаиваться (о радости)», а сам узелок получался пятиугольный, что ассоциировалось со словом «гоэн» - добрая удача.
Семантика слова фукусамеру - «делать мягким, обтекаемым», также содержит значение «облагораживать», «очищать», от чего фукуса имеет очень благородный образ и применяется в чайной церемонии для ритуального очищения предметов.
Благодаря тому, что фукуса употребляли для самых радостных и торжественных случаев, ее очень богато украшали, поэтому до сих пор фукуса являются важным историческим свидетельством и произведением искусства.
Ольга Хованчук