Второе Пришествие
Всё шире — круг за кругом — ходит сокол,
Не слыша, как его сокольник кличет;
Всё рушится, основа расшаталась,
Мир захлестнули волны беззаконья;
Кровавый ширится прилив и топит
Стыдливости священные обряды;
У добрых сила правоты иссякла,
А злые будто бы остервенились.
Должно быть, вновь готово Откровенье
И близится Пришествие Второе.
Пришествие Второе! С этим словом
Из Мировой Души, Spiritus Mundi,
Всплывает образ: средь песков пустыни
Зверь с телом львиным, с ликом человечьим
И взором гневным и пустым, как солнце,
Влачится медленно, скребя когтями,
Под возмущённый крик песчаных соек.
Вновь тьма нисходит; но теперь я знаю,
Каким кошмарным скрипом колыбели
Разбужен мёртвый сон тысячелетий,
И что за чудище, дождавшись часа,
Ползёт, чтоб вновь родиться в Вифлееме.
Творчество Уильяма Батлера Йейтса «Второе пришествие»
Период времени Йейтса, его убеждения и движения помогли написать «Второе пришествие». Стихотворение было написано после Первой мировой войны. Исторически долги были высокими, Великобритания перестала быть экономической державой, безработица достигла рекордно высокого уровня, и возник вопрос о «необходимой» войне.
Наряду с этим упадком власти, денег и экономики в Британии началось новое литературное движение под названием Модернизм. Некоторые ценности этого движения включают в себя неверие, скептицизм, запутанное чувство идентичности, потерю значения социальных ценностей, пессимизм, отчуждение и отчаяние. Казалось, это идет вразрез с ценностями предыдущего движения: сдержанность, вера, оптимизм и известная идентичность. Полученное из этого модернистское движение и литература показывают, что «чудовищность войны подорвала веру человечества в основы западного общества и культуры, а послевоенная модернистская литература отражала чувство разочарования и фрагментации». Взгляд Йейтса в стихотворении отражает охваченный войной период, когда он писал «Второе пришествие».
Turning and turning in the widening gyre
The falcon cannot hear the falconer;
Things fall apart; the center cannot hold;
Mere anarchy is loosed upon the world,
The blood-dimmed tide is loosed, and everywhere
The ceremony of innocence is drowned;
The best lack all conviction, while the worst
Are full of passionate intensity.Surely some revelation is at hand;
Surely the Second Coming is at hand.
The Second Coming! Hardly are those words out
When a vast image out of Spiritus Mundi
Troubles my sight: somewhere in sands of the desert
A shape with lion body and the head of a man,
A gaze blank and pitiless as the sun,
Is moving its slow thighs, while all about it
Reel shadows of the indignant desert birds.
The darkness drops again; but now I know
That twenty centuries of stony sleep
Were vexed to nightmare by a rocking cradle,
And what rough beast, its hour come round at last,
Slouches towards Bethlehem to be born?-- William Butler Yeats, January 1919
Уильям Батлер Йейтс. Второе Пришествие. 1919. Перевод Григория Кружкова
Йейтс довольно мрачно смотрит на второе пришествие, сравнивая христианский век, в котором он находился, как «расширяющийся круговорот», где «центр не может удержаться» (строки 1, 3).
Мир во «Втором пришествии» разваливается с «анархией, потерянной над миром» и «приливом крови» (строки 4-5).
Йейтс считает, что «Второе пришествие близко» и что «грубый зверь» (антихрист или, возможно, новый спаситель) «рванулся к Вифлеему, который должен был родиться» (строки 21-22).
Йейтс думает, что апокалипсис близок из-за кровопролития (вызванного Первой мировой войной) и несправедливости, продолжающейся в то время.
В те времена, когда он жил, поэт был очень вдохновлен происходящими литературными движениями, крупными событиями и общим отношением их аудитории во время строительства их искусства.
Некоторые символы в поэме Йейтса «Второе пришествие» – это круговорот (общий символ в поэзии Йейтса), сфинкс и Spiritus Mundi. Этот круговорот является самодельным символом Йейтса. Он символизирует окончание исторического цикла, в то время как начинается другой.
Эти два исторических цикла классифицируются как по порядку и росту, так и по хаосу и распаду. Йейтс делал пример того, как мир заканчивается, и прокладывает путь для нового цикла – второго пришествия. Сфинкс – это «общий архетип королевской семьи». Сфинкс, которого также можно назвать «грубым зверем», символизирует духовное существо, которое предвещает второе пришествие – одного из небесных (или адских) королевских особ (строка 22).
Spiritus Mundi – это «универсальное подсознание, в котором человеческая раса хранит все воспоминания прошлого». Йейтс использует Spiritus Mundi, чтобы предсказать второе пришествие «грубого зверя» (строка 22). Эти символы, особенно круговорот, были предметом озабоченности в начале-середине 1900-х годов. Этот круговорот, который должен был прийти к новому началу / концу менее чем через 100 лет, преследовал тех, кто верил в его существование. Грубый зверь (сфинкс) – это существо, необходимое для того, чтобы показать людям в современном мире свои проступки. На многие символы влияют действия окружающих Йейтса и убеждения / страхи того времени.
В шестой строке Йейтс пишет, что «церемония невинности утоплена» (строка 6), что означает, что ритуалы мира перед вторым пришествием больше ничего не значат; Церемонии, которые сделали мир “цивилизованным”, сейчас уничтожаются. Включение распадающихся традиций также сопровождается движением, возбужденным Фрейдом, которое ставит вопрос, почему человек играет особую роль в обществе и почему существуют эти социальные конструкции.
В строках с седьмого по восьмой Йейтс говорит, что «лучшим не хватает убежденности, а худшим / полны страстной силы» (строки 7-8). Такое отношение добра и зла, не будучи абсолютным, было обычной темой в современной литературе, особенно после Первой мировой войны. Люди верили, что в отношении войны действительно нет «хорошего и плохого», так как многие страны просто посылают солдат на смерть.
Символом «Второго пришествия», которое отображает тему двусмысленности, является таинственный «грубый зверь», который не является ни хорошим, ни плохим в стихотворении. Хотя на первый взгляд это выглядит угрожающе, «грубый зверь» никогда не считается плохим (или хорошим в этом отношении). Он описан как «грубый», который теоретизируется (как никогда не утверждал Йейтс), потому что мир получит «грубое» пробуждение (строка 22).
Еще одна тема «Второго пришествия» – духовная и земная война. Все стихотворение – это обратный отсчет времени до второго пришествия, или, как описано в Откровении 12: 7, «война на небесах» (Новая Американская Стандартная Библия). Стихотворение описывает земную войну как «двадцать веков каменного сна», который «раздражен ночным кошмаром качающейся колыбелью» (строки 19-20). Йейтс имеет в виду последний круговорот (или исторический цикл), который появился при рождении Христа (2000 лет назад) и теперь снова появляется, когда приближается второе пришествие.
Йейтс занимает позицию «Второго пришествия», согласно которой во время апокалипсиса не будет спасения. Первая строфа объясняет, что ужасы апокалиптического мира с «вещами распадающимися», «анархией, обрушившейся на мир» и «потухшей кровью волной» (строки 3-5).
Вторая строфа риторически гласит: «Конечно, есть некоторые откровения под рукой / наверняка, второе пришествие уже близко», заставляя читателя поверить, что второе пришествие откроет спаситель в этом затерянном мире (строки 9-10).
Однако единственное спасение, о котором говорит Йейтс, – это «грубый зверь», который «рвется в Вифлеем, чтобы родиться» (строка 22). У тех во времена Йейтса был мрачный взгляд на будущее. Первая мировая война оставила мало надежды, и эта точка зрения отражена в темах «Второго пришествия». Хорошие и плохие были размыты в это время; страны, которые ранее считались «хорошими», переключились на «плохие» с помощью новой политики, тактики ведения войны и законов. Наряду с земными сражениями, Йейтс использует духовные сражения, чтобы подражать хаотическому миру.
Наконец, отсутствие спасения, пережитое во время этого второго пришествия, копирует отчаяние и безнадежность, которые были распространены в то время.
Йейтс – это продукт их окружения и литературных движений. Их поэзия отражает общую идею верований в их культуре из-за их периодов времени и мышления их аудитории. Йейтс, модернист и религиозно-скептик, написал «Второе пришествие» с темными тонами и темами, потому что именно этому его аудитория поверила в то время из-за Первой мировой войны, упадка духовности и традиционных социальных ролей.
Интерпретация Йейтс занимает позицию отсутствия спасения со вторым пришествием неизвестного существа. Пессимистическая и написанная страхом природа литературного движения модернизма показывает его точку зрения.