Откуда появились скандинавские боги?
Христианизация Исландии произошла в 1000 году нашей эры, после того как языческий законодатель Торгейр Торкельссон решил ратифицировать религию законом. Это решение было принято после размышлений в течение дня и ночи, кульминацией которых стало то, что законодатель бросил своих языческих идолов в ныне широко посещаемую туристическую достопримечательность Годафосс («Водопад богов»).
Его решение встать на сторону христианства было в основном двояким; во-первых, Исландия находилась под юрисдикцией Норвегии, страны, король которой Олаф Трюггвасон обратился в христианство в 998 году нашей эры. Это привело ко второму важному фактору в решении законодателя; обращение короля означало, что многие исландцы решили, что они тоже обратятся, что угрожало гражданской войной в стране.
Решение Торгейра Торкельссона отказаться от своих собственных убеждений рассматривалось как средство избежать упомянутого насилия с добавлением оговорки, что исландцы по-прежнему могут поклоняться скандинавским богам, если это совершается тайно. В конечном итоге это будет объявлено незаконным, но подразумевает силу убеждения многих исландцев того времени в богах скандинавской мифологии.
На практике, когда Церковь взяла на себя полный церковный и судебный контроль, по всей стране произошли радикальные изменения, такие действия, как детоубийство и употребление в пищу конины, были запрещены законом — определенно два лучших решения, принятых во имя христианского Бога.
Сегодня Исландия по-прежнему считается христианской страной, но мифологические остатки, как физические, так и живые в исландской душе, продолжают демонстрировать свою силу, влияние и историческую значимость во многих аспектах исландской культуры.
Кем были скандинавские боги?
То, что мы, представители современной культуры, знаем о Пантеоне скандинавских богов, можно найти почти исключительно в исландских сагах, письменных записях устной традиции, восходящей к германским племенам Скандинавии.
Особое значение имеет рукопись XIII века «Прозаическая Эдда», написанная одним из самых известных поэтов и ученых Исландии Снорри Стурлусоном, и более ранняя «Поэтическая Эдда» — сборник песен, рассказов и стихов, написанных многочисленными авторами.
Оба источника являются прекрасными примерами эвгемеризма, слова, описывающего процесс того, как реальные исторические события начинают передаваться в виде мифологических сказок.
Согласно этим ранним работам, люди и божества в равной степени обладали магией и были способны на сверхъестественные подвиги, такие как способность преодолевать девять миров скандинавской мифологии, таких как Асгард, дом асов (главный пантеон асов). божества). Эти девять миров, как указано ниже (с соответствующими ссылками на дополнительную информацию), объединены мировым древом Иггдрасиль.
- Асгард
- Альвхейм/Льосальвхейм
- Нидавеллир/Сварталфахеймр
- Мидгард (Земля)
- Ётунхейм/Утгард
- Ванахеймр
- Нифльхейм
- Муспельхейм
- Хель (Хеймр)
В относительно короткой статье практически невозможно перечислить многие тысячи божеств, великанов, озорных духов, эльфов и чудовищ, освещающих страницы этих ранних произведений, а также последующих саг.
Однако, учитывая прочное наследие многих из них, а также коллективный и давний интерес к супергероям Marvel, некоторые из этих скандинавских богов все еще живы в коллективном воображении. Ниже приведен список некоторых наиболее важных божеств и персонажей для дохристианского населения Исландии:
Один, Тор, Локи, Бальдр, Фригг,
См. также: Путеводитель по исландским рунам